Форум
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ  |  О ЖУРНАЛЕ  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА НА ПОРТАЛЕ  
NDT
Вход
запомнить
Войти
Фотоконкурс портала "Экология производства"
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Экологическая документация с учетом нововведений – что, как и в каком порядке?
  • Новые реалии нормирования в обращении с отходами
  • Управление качеством атмосферного воздуха в период НМУ
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Министерство природных
ресурсов и экологии
Российской Федерации


Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

«Ятаган безупречное качество»


Инженерные решения для систем очистки воды и воздуха

Крушение танкера "Amoco Cadiz"


Материал прочитан 6014 раз и оценен
5

Жизнь тысяч семей прибрежной Бретани так никогда уже и не вернулась в прежнее русло после того, как, в марте 1978 года, 230 тысяч тонн нефти вылилось в воды Ла-Манша из распоротого скалами брюха супертанкера "Амоко Кадис". Экологическая катастрофа у мыса Финистер стала не только одной из крупнейших на море, но и рекордной по количеству загубленных представителей морской фауны.

"Море умерло"

В те мартовские дни мир облетели фотографии гигантского нефтяного пятна и наполненные болью комментарии жителей некогда лазурных берегов одной из самых живописных курортных зон Франции.

В одночасье источника доходов лишились рыбаки, сборщики водорослей, работники устричных плантаций, а также владельцы и служащие отелей, ресторанов, прогулочных яхт, завязанные на обслуживание многочисленных туристов, поток которых сразу же прекратился.

Щемящее чувство в сердцах французов вызвал показанный по национальному телевидению репортаж, главными персонажами которого стали рыбаки пострадавших деревушек.
"Море умерло" – написал один из них на щите у причала, рядом с ненужной уже лодкой. Другой рыбак пожаловался журналистам, что семь лет из кожи лез вон, чтобы выплатить кредит за свою шаланду, но теперь она ему ни к чему. Третий – старик с морщинистым лицом и натруженными руками – глядя мимо камеры куда-то в отравленную нефтью морскую даль, с горечью произнес: "Никто не может сказать, сколько потребуется лет, чтобы все стало как прежде. Все живое погибает. Для нас это полное разорение. Больше никто не увидит знаменитой портсалльской рыбы".

Сбившийся с курса

Огромный 340-метровый супертанкер "Амоко Кадис", собственность "Америкен интернэшнл ойл компани", шел обычным рейсом из Персидского залива в голландский порт Роттердам. В тот четверг, 16 марта 1978 года, Атлантику сильно штормило. Его танки были полны: на иранском острове Харк в них были залиты 100 тысяч тонн легкой арабской и более 120 тысяч тонн легкой сырой иранской нефти.

Утром танкер находился у входа в Ла-Манш, следуя специальным "коридором", установленным для нефтеналивных судов. Между тем шторм усиливался. Огромные волны захлестывали палубу. Вахтенный штурман доложил капитану Паскалю Бердари, что судно плохо слушается руля. Ремонтные механики нашли неполадки в гидравлической системе рулевого управления и заверили капитана, что быстро устранят неисправность. Однако ничего исправить так и не смогли, и стальная громадина оказалась фактически неуправляемой в разбушевавшейся стихии. Вблизи острова Уэссан тяжело нагруженный супертанкер окончательно сбился с курса.

Всерьез обеспокоенный Паскаль Бердари связался по радио с судовладельцами и сообщил о бедственном положении судна. Этот разговор подслушал радиооператор с мощного западногерманского спасательного буксира "Пацифик".

Торг капитанов

Тут следует сказать, что "спасение утопающих" – для иных такой же бизнес, как и любой другой. Частенько спасательные буксиры отсиживаются в "засаде" в самых опасных для мореплавателей районах в надежде получить большую премию за помощь, оказанную терпящим бедствие. Район у северо-западного побережья полуострова Бретань – как раз из проблемных, у моряков он пользуется дурной славой из-за многочисленных подводных скал и мелей. Поэтому, как только стал подниматься шторм, "Пацифик" выдвинулся в опасный район, готовый к спасению любого, кто согласится за это заплатить.

И вот удача – бедствие! Тут же капитан "Пацифика" связывается со своим коллегой с "Амоко Кадиса" и предлагает тому спасательный контракт. Однако Паскаль Бердари отвечает, что пока для такого контракта нет оснований, другое дело – обычная буксировка. Начинается торг двух капитанов, причем никто не хочет уступать. А времени для изменения ситуации остается все меньше – "Амоко Кадис" стремительно приближается к подводным скалам у острова Уэссан.

Три месяца спустя Бардари заявит следственной комиссии, что "немецкий капитан угрожал обрубить трос, если судовладельцы не предложат выгодных условий". Наконец стороны сговорились по известной формуле Ллойда: "не спас – не получишь". Суть контракта в том, что в случае успеха спасательной операции судовладельцы выплачивают 10 процентов стоимости груза, а в данной ситуации это составляло солидную сумму в два миллиона долларов.

С огромным трудом в условиях штормовой погоды "Пацифик" взял супертанкер на буксир и, пытаясь отвести в открытое море, удерживал против ветра и волн почти три часа. Однако буксирный конец не выдержал и лопнул. Еще три часа ушло на то, чтобы в десятибалльный шторм завести новый конец. За это время "Амоко Кадис" почти вплотную приблизился к скалам. Когда же и второй конец, словно бритвой, срезался ударом гигантской волны, стало ясно: катастрофа неизбежна.

Катастрофа неизбежна

Около девяти часов вечера члены экипажа услышали, как по днищу несущегося на бешеной скорости танкера что-то зловеще царапнуло, а час спустя танкер прочно сел на риф. И тут же в пробоины хлынула вода, в считанные минуты затопившая машинное отделение. "Амоко Кадис" стал медленно крениться и оседать на корму.

В эфир полетели сигналы SOS, а в ненастное небо – кричащие о бедствии сигнальные ракеты. Но спасательные буксиры и подошедшие рыболовецкие сейнеры и боты были бессильны помочь нефтяному гиганту.

Отдаленность места катастрофы от портов и продолжающийся шторм сильно затрудняли спасательные работы. Тем не менее, к двум часам ночи французским вертолетчикам удалось снять с гибнущего корабля всех до одного находившихся на его борту. А на рассвете 17 марта танкер разломился, и в море хлынула черная масса, несущая смерть его обитателям.

А нефть все лилась…

Поскольку катастрофа произошла очень близко от берега, а ветры в марте постоянно дули с запада, от "черного прилива" значительно пострадало все побережье Бретани – почти 400 км. Погибли устричные плантации, огромное количество рыбы и птицы, а большинство людей, очищавших берег, получили заболевания органов дыхания.

Очищать побережье принялись сразу же. За день отчаянной, выматывающей работы удалось убрать 150 тонн загрязненной воды, но из танкера все лилась и лилась нефть. Приливом ее выбрасывало на уже очищенные участки пляжа вместе с погибшими рыбами, птицами, моллюсками, водорослями… Подсчитано, что все время было собрано порядка 100 тысяч тонн воды, смешанной с нефтью, однако количество нефти, выделенной из этой смеси, едва ли превысило 20 тысяч тонн.


Мэр Портсаля добивался разрешения поджечь нефть, но центральные власти, опасаясь за прибрежные постройки, не поддержали его. В конце концов, берег посыпали тальком. Смешиваясь с нефтью, он образовывал комки, которые граблями собирали в цистерны. Спасательные работы обошлись в 460 миллионов франков.

Обитатели моря слепли и задыхались

Крупные обитатели моря слепли от нефти, их органы дыхания забивались и они задыхались. Губительное воздействие нефть оказала и на морских птиц — было собрано более 4500 погибших пернатых. Как объясняют орнитологи, нефть впитывается в оперение птиц, после чего они, сильно отяжелевшие, уже не могут летать и даже с трудом плавают. Кроме того, нефть, заполняя пространство между перьями, в котором обычно заключен воздух, нарушает теплоизоляцию, что введет к переохлаждению, в результате которого птица погибает. Почувствовав на своем оперении нефть, птица пугается и начинает нырять, что приводит к еще большему его загрязнению.


Когда промысловое рыболовство в районе нефтяного загрязнения наконец возобновилось, рыбаки отдали часть своего улова на исследование биологам, и те обнаружили на жабрах и в тканях многих рыб присутствие нефти. Влияние ее сказалось и на омарах - икра их была недоразвитой, хотя сами омары казались вполне съедобными.

"Подождите шторма"

Годы спустя побывавший в Портсале корреспондент советского журнала "Вокруг света" Анатолий Москвин писал: "Когда в летний день солнце заглядывает на бретонское побережье, приезжему местность кажется чуть ли не раем: золотится мелкий песок на пляже, нежной голубизной отливает море, ласково освежает лицо дыхание бриза. Разве что одно непривычно: не видно кружащихся над голубыми просторами чаек, не слышно их пронзительных выкриков. Нет и характерного йодистого запаха выброшенных на берег бурых водорослей. Если спросить об этом жителя Портсаля, он угрюмо бросит: "Подождите шторма".

Иван Григорьев

Видео
Источник

19.04.2019

Датские социалисты предлагают ввести налог для защиты природы

19.04.2019

Новая Зеландия оказалась не такой зеленой

19.04.2019

Актуализирован справочник НДТ по сокращению вредных выбросов

14-17 мая, 2019 года
Чистая вода. Технологии. Оборудование 2019

4-6 июня 2019 г.
ВэйстТэк/WasteTech 2019

22-24 октября, 2019 года
Wasma 2019

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (800) 200-111-2
(звонок бесплатный
по всей территории РФ)
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


Rambler's Top100

ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА НА ПОРТАЛЕ  |  ОТЗЫВЫ
Новости портала  |  Новости  |  Новости компаний  |  Проекты  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги  |  Актуальный вопрос

© 2004-2019 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Fri, 19 Apr 2019 18:28:39
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения